Усадьба Ольгово, Московская область, Дмитровский район, Ольгово, Рогачёвское шоссе

Как добраться:
Электричкой:  с Савёловского вокзала до ст. "Дмитров", далее автобусом до ост. «Село Ольгово»
Автомобилем: из Москвы по Дмитровскому шоссе до указателя "г. Яхрома", далее налево до Ольгова

Координаты: 56.271971, 37.345744

 Усадьба Ольгово

Усадьба Ольгово

 

 Усадьба Ольгово

Усадьба Ольгово

 

Ольгово (Льгово) известно с  XVI в., в ту пору оно было дворцовой вотчиной. Затем в 1619 году село пожаловано Дмитровскому воеводе Федору Васильевичу Чаплину. Далее, более века Льгово находится во владении его наследников, последний из которых стольник Андрей Иванович Чаплин. Затем имение переходит его дочери Прасковье и ее мужу Леонтию Яковлевичу Соймонову. Далее в качестве приданного усадьба переходит Степану Федоровичу Апраксину, женившемуся на дочери Соймонова Аграфене Леонтьевне. С тех пор почти 200 лет усадьба принадлежит роду Апраксиных. (Род Апраксиных разделялся на две основные ветви - графскую и дворянскую. В данном случае речь идет о нетитулованной ветви рода Апраксиных, идущей от второго внука Андрея Опраксы – Ивана Матвеевича Темного).

С.Ф.Апраксин (1702-1758) – один из знатных представителей русского дворянства, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий в Семилетней войне с Пруссией. Современники называли его человеком роскошным, и естественно, что он старался сделать Ольговское имение соответствующим своим вкусам и статусу. Для обновления усадьбы Степан Федорович приглашает итальянского архитектора Франческо Кампорези, который строил московский дом Апраксиных.

Однако наибольшего рассвета Ольгово достигает уже при сыне С.Ф.Апраксина – Степане Степановиче (1756-1827). С.С.Апраксин,  как и его отец, был человеком военным, дослужился до генерала от кавалерии, занимал пост губернатора Смоленска, был предводителем московского дворянства и одним из богатейших помещиков в России. В его многочисленных имениях насчитывалось более 50 000 крепостных. Женой Степана Степановича была княжна Екатерина Владимировна (урожденная Голицына) – дочь знаменитой пушкинской «Пиковой дамы» Н.П.Голицыной, которая неоднократно гостила в Ольгово.

Во времена владения усадьбой С.С.Апраксиным, оставив службу при дворе, Кампорези переезжает в Ольгово и берется за обустройство архитектурного ансамбля и парка усадьбы. Степан Степанович говорил о нем «…министр всех ольговских построек и верховный учредитель всех наших празднеств». В 1786 году господский дом изначально барочный расширяется и приобретает классический шестиколонный портик со стороны, обращенной к парку. В качестве строительного материала используется дерево, оштукатуренное и отделанное под камень. По проекту Кампорези строится левый флигель, где размещается театр. Правый же был построен в 1883 году архитектором Н.В.Набоковым, на месте стоявшей здесь ранее оранжереи. Флигели соединялись с домом крытыми переходами, балюстрады которых были украшены вазами. Заключали парадный двор два полукруглых  жилых корпуса для крепостных, один для холостых, другой для семейных. У въезда во двор стояли ворота с двумя башнями, а в начале аллей ведущих к усадьбе - парные обелиски. Большой хозяйственный комплекс состоял из конного и скотного двора, манежа, псарен и других построек. Также, на территории усадьбы была своя бумажная фабрика, помещения для коврового производства.

Огромный парк, площадь которого составляет 40 га, из регулярного французского превращается в живописный английский и наполняется множеством затей: беседок, статуй, павильонов, искусственных руин. Их автором также является Кампорези. Здесь и «Храм добродетели», и «Турецкая мечеть», и триумфальная арка, обелиски  и т.д.

Интересна предыстория возникновения беседки «Храм добродетели». Дело в том, что Степан Степанович Апраксин помимо всего прочего был легендарен своими многочисленными романами, жена его знала об этом, однако вида не показывала, умела владеть собой и всегда старалась выглядеть так, чтобы нравится мужу. Чувствуя это, Апраксин уважал супругу и в знак этого выстроил в парке беседку, наподобие древнего храма, в центре которого поставил мраморную статую своей жены. Над входом в храм золотыми буквами было написано: «Hommage a la Vertu» («Дань уважения к добродетели»).

Пруды, занимавшие большое пространство парка, носили оригинальные названия: «Белый воробей», «Черный воробей» и «Малиновый воробей», для переправы существовал паром.
Следует упомянуть о наличии в усадьбе церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенной К.Л.Дружининым еще  в 1751 году при Соймоновой. В 1828 году строится колокольня, с северной и южной сторон к основному объему пристраиваются два придела пророка Ильи и прп. Кирилла Белозерского,  увеличенные в 1892 году архитектором И.Ф.Мейснером.  

Как видно из описания, усадьба была устроена с размахом, также протекала и жизнь ее хозяев. Апраксины вели роскошный образ жизни, были очень гостеприимны и хлебосольны. В Ольгово часто устраивались пышные балы, приемы, концерты и литературные чтения, карнавалы, фейерверки и даже охоты.

Знаменит был апраксинский театр. Кроме крепостных актеров в спектаклях часто принимали участие Василий Львович и Алексей Михайлович Пушкины  (родственники поэта), известный актер А.С.Яковлев и многие другие. Е.П.Янькова, жившая по соседству с Апраксиными, вспоминает: «В доме Апраксиных был отдельный театр с ложами в несколько ярусов, и когда в Москву приезжала итальянская опера, то итальянцы в этом театре и давали свои представления… Все знатные певцы, музыканты и певицы, которые бывали в Москве, непременно попоют и поиграют у Апраксиных, и много хорошего наслушалась я на своем веку в их доме». Она же рассказывала и о забавных случаях: «Раза два или три случалось видеть на сцене и саму Апраксину; она никогда бывало своей роли хорошенько не запомнит; забудет что следует говорить, подойдет к суфлеру, тот ей подсказывает, а она не слышит, остановится  и спрашивает его: «Comment?» («Как?»).

После смерти Степана Степановича столь шумная и разнообразная жизнь в усадьбе  заканчивается. В 1832 году умирает сын Апраксиных - Владимир и усадьба переходит во владение Екатерины Владимировны и ее внука Виктора Владимировича Апраксина с женой Александрой Михайловной. Вплоть до 1915 года Ольгово принадлежало Апраксиным, после чего хозяином имения становится военный атташе во Франции полковник граф А.А.Игнатьев.

Благодаря тому, что архитектурный ансамбль и его внутренне убранство не пострадало во время революции и сохранилось практически в первоначальном виде, в Ольгово был создан музей дворянского быта.
Уникальным был интерьер главного дома. Интересен зал в классическом стиле, выходящий окнами в сторону парка, который полностью, вплоть до колонн был выполнен из дерева, раскрашенного под камень. Стены были украшены парными пилястрами, а между ними барельефными изображениями предков Апраксиных. Также висели семейные портреты кисти известных художников. Мебель красного дерева была искусно выполнена  крепостными мастерами.

Ольгово называли «бытовой повестью двух столетий», так как оно на протяжении двух веков принадлежало одной семье. И все это время в доме накапливались старинные вещи и ценности. Это и собрание живописи, скульптуры, изделия из бронзы, фарфора, серебра, а также мебель, семейный архив, богатая библиотека, целая коллекция старинных кафтанов, театральных костюмов и т.д. А.Н. Греч писал: «Ольгово можно было справедливо считать бесценным документом прошлого, наглядной декорацией невозвратно ушедшего быта».
Музей был ликвидирован в 1926 году. Часть коллекции была отправлена в Дмитровский музей и Москву, часть – разграблена. Затем,  какое-то время на территории усадьбы располагался санаторий, а потом и местный колхоз «Рассвет». Помещение храма использовалось под склад, а дом священника и церковно-приходская школа, как общежитие.

В настоящее время храм возвращен Русской Православной церкви, в нем совершаются богослужения. А территорию усадьбы занимает пансионат «Радуга». По информации, которой поделились с нами местные работники, фирма-владелец имеет далеко идущие планы, а именно полное восстановление главного дома, флигелей, парка и его павильонов в первоначальном виде. Перенос за пределы усадьбы котельной и домов персонала пансионата, построенных в советское время. Многое уже делается в этом направлении, однако потребуется не мало времени, одно только создание и согласование проекта главного дома займет около двух лет. Так как, на сегодняшний день господский дом представляет собой руины, не подлежащие реставрации, они будут снесены и здание возведено заново. Для того чтобы полностью воссоздать картину прошлого, планируется использовать такие же стройматериалы, как и в эпоху создания усадьбы. Кстати, главным условием при продаже усадебного комплекса было не только его реставрация, но и свободный доступ туристов и всех желающих увидеть этот уникальный исторический памятник.

Посетив усадьбу, из сохранившихся построек вы сможете увидеть:
церковь, руины главного дома, флигели, жилые корпуса для крепостных, башню въездных ворот, парные обелиски, грот в парке, здание церковно-приходской школы, конный и скотный дворы, амбары. 
2006 г.

Литература:

  1. В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX веков.- М.: Искусство, 1979 г.
  2. Веселовский С.Б., Снегирев В.Л., Знаменков Б.С. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XVI-XIX веков. – М.: Московский рабочий, 1962 г.
  3. Врангель Н.Н Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры. – СПб.: Журнал «Нева», ИТД «Летний сад», 2000 г.
  4. Выходные в Подмосковье. Путеводитель. – Авангард, 1998 г.
  5. Евангулова О.С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. – М.: Прогресс-Традиция, 2003 г.
  6. Низовский А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России. – М.: Вече, 2000 г.
  7. Подмосковье. Путеводитель. – М.: ИД «Симон пресс», 2002 г.
  8. Рассказы бабушки. Авторский сборник. – «Наука» (Ленинградское отделение), 1989 г.
  9. Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып.4(20). – М., 1998  г.
  10. Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 10(26). – М.: Издательство «Жираф», 2004 г.
  11. Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. – М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955 г.
  12. Фролов А.И  Усадьбы Подмосковья. – М.: Рипол классик, 2003 г.
  13. Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня. Путеводитель с картой-схемой. – М.: АИРО-ХХ, 2000 г.

Поделиться

Авторизуясь через социальные сети, я принимаю условия

Оставить комментарий

Мы в сетях

Последние комментарии

__Avatar Konstantin Fedorov
10 дн 14 ч

Место где спокойно и есть над чем подумать. Высокие своды, уходят, ка

EMAIL рассылка

Еженедельный анонс экскурсий и статей

Instagram