Первые упоминания о селе Обухово можно встретить в писцовых книгах Дмитровского уезда: "В Берендеевском стану в 1627 году за Гавриилом Васильевым сыном Хлопова в вотчине село Обухово на речке Палишке, а в селе церковь Успения Пречистыя Богородицы деревянная клецки, в ней образы, и ризы, и книги, и колокола, и всякое церковное строение вотчинниково; в церкви во дворе поп Иван Никитин да три места дворовых - дьячково, пономарево и проскурницы, пашни церковной перелогом и лесом поросло... и худой земли 20 четвертей в поле... сена 30 копен".

Хлоповы - старинный русский дворянский род, записанный в VI части родословных книг Тверской и Курской губерний. Родоначальник рода татарский князь Мустафа, в святом крещении Илия,  выехавший из Золотой Орды к великому князю Юрию Всеволодовичу.

Выбор невесты. Худ. Сергей Никитин.

Из этого же рода известная своей несчастной судьбой невеста царя Михаила Федоровича Мария Ивановна Хлопова (?-1633) - племянница Гавриила Васильевича. В 1616 году, когда царю Михаилу Романову исполнилось 20 лет, его мать, инокиня Марфа, посоветовавшись с боярами, решила его женить. Стране срочно нужен был наследник престола, чтобы не было смуты. Решили провести смотр невест, привезли, как положено, боярских и дворянских дочек, хотя у матери царя уже была на примете невеста из знатной московской семьи, близкая к Салтыковым, своим родственникам. Царю же приглянулась совсем другая - Хлопова Мария Ивановна, дочь коломенского дворянина. Мать пыталась Михаила отговорить, но царь настаивал и Мария Хлопова с новым именем "Анастасия", помещена была во дворце. Вместе с ней приблизились к царю и ее ближайшие родственники, одним из которых и был ее дядя, Гавриил Васильевич Хлопов. Своей близостью он возбудил зависть в родственнике царя - Михаиле Салтыкове. И начались интриги Салтыковых при поддержке государыни-инокини Марфы. Когда приготовления к свадьбе уже шли полным ходом, Хлопова вдруг заболевает желудком. Несмотря на уверения придворных докторов и быстрое выздоровление Марии Ивановны, Салтыков успел уверить царя в неизлечимости ее болезни. Боярская дума объявила, что "царская невеста к государевой радости не прочна". После чего Хлопову вместе с бабкой, теткой и двумя дядями, сослали в Тобольск, разлучив с матерью и отцом, отправленным на воеводство в Вологду. Царь же новых смотрин не захотел и продолжал узнавать о здоровье Марии Ивановны. В 1619 г. Хлопову перевели в Верхотурье, а в 1621 г. - в Нижний Новгород. В 1619 году вернулся из плена отец Михаила Патриарх Филарет, который посоветовал сыну произвести новое дознание о болезни невесты. В Нижний Новгород были посланы "следователи", во главе с боярином Ф.И.Шереметевым. Прибыв туда в конце 1623 г.ода, они нашли Марию здоровой. Были ещё раз опрошены все врачи, обман Салтыковых был раскрыт, их отправили в ссылку. Бояре  готовились уже везти Хлопову в Москву, как вдруг пришло оттуда известие о немедленном отозвании их самих. Нерасположение матери Михаила Федоровича и красота дочери князя Долгорукова, новой невесты, взяли верх. Так и осталась Хлопова в нижнем Новогороде, до самой смерти, была хорошо устроена, но замуж так и не вышла.

После Гавриила Васильевича Хлопова селом владел его сын Иван, потом его внуки. А в начале XVIII века владельцем села Обухова становится правнук Гавриила Хлопова - стольник Иван Дмитриевич Хлопов.

По сведениям за 1715 год в Обухово была еще деревянная церковь, а при ней священник Семен Федотов.

В 1782 году в селе строится новая каменная церковь Успения Богородицы. По одним источникам создается она при Хлоповых, по другим - «тщанием бывшего вотчинника — прапорщика Андрея Петровича Лопухина». Учитывая годы жизни Лопухина (умер в 1786 году), и то, что последний хозяин из рода Хлоповых приходится на начало XVIII века, Лопухин вполне мог быть тем самым "бышим вотчиником".

Здание самой церкви выстроено в стиле барокко, колокольня относится к стилю классицизм. Имя архитектора неизвестно. Массивная трехъярусная колокольня первоначально стояла отдельно от церкви. Их объединение, путем расширения трапезной, произошло в 1837-1839 гг.

В 1881-1884 годах на средства московского купца А.М.Алферова и церковного старосты Г.О.Федорова к Успенской церкви пристроили два придела, в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя благоверного князя Александра Невского.

Интерьер храма украшает резной золоченый иконостас середины XVIII века в шесть ярусов с иконами XIX века.

В начале XIX века село переходит во владение династии медиков, дворян Гильдебрандтов. Первым из них был коллежский советник, профессор Московской медико-хирургической школы, почетный член Российской государственной медицинской коллегии, Иван Дорофеевич Гильдебрандт (настоящее имя Иоганн Конрад де Гильдебрандт, 1747-1831), пожалованный в 1810 году дипломом с гербом на дворянское достоинство Всероссийской Империи.

В начале 90-х годов XVIII века Иоганн Конрад вызвал из Вормса своего племянника Юстуса Фридриха Теодора Якоба (Федора Андреевича (1773-1845), также принявшего русское подданство. Федор Андреевич с 1792 года лекарь в Московском госпитале и доктор медицины, с 1800 года - профессор Московского отделения медико-хирургической  академии, в 1804 году удостоен звания профессор Московского университета, с 1832 года - действительный статский советник. После  смерти  дяди,  Федор Андреевич Гильдебрандт унаследовал его Обуховское имение и 180 душ крепостных. Был женат на Анне Федоровне, в девичестве Рейнгольд (Рейнголд), происходившей из старой фамилии с англо-саксонскими корнями. Умерла Анна Федоровна в тяжелом для России 1812 году, оставив после себя троих маленьких детей: Ивана (1806 г.р.), Елизавету (1810 г.р.) и Анну (Аннету) (1807 г.р.). Наряду со своими детьми Федору Андреевичу пришлось одному  воспитывать  и многочисленных  племянников - детей умершего в 1822 году родного брата Ивана  Андреевича (Иоганна  Андреаса Гильдебрандта),  российского штаб-лекаря.  

Единственный сын Федора Андреевича Иван Федорович (1806-1859), продолжил врачебное дело отца. Он был воспитанником Московского университета, там же адъюнктом профессора Иноземцeва, стал хирургом и получил степень доктора медицины. С 1838 г. - экстраординарный профессор по кафедре хирургии. Ему принадлежат труды: "Руководство к исследованию болезней глаза и диагностические таблицы его воспалений" (М., 1836); "Учение о глазных болезнях" (с немецкого. М., 1841), "О распознавании и лечении аневризм и об операции перевязывания артерий" (М., 1842). Женой Ивана Федоровича была Елена Ипполитовна, урожденная Лан.

В свою очередь Обухово унаследовал старший сын Ивана Федоровича Федор Иванович (Фридрих Ипполит Гильдебрандт (1837–1863), полковник и  кандидат в мировые посредники по Клинсклму уезду. Федор Иванович был женат на дочери статского советника Елизавете Карловне Ренар.

В середине XIX века, во времена владения Гильдебрандтами, в селе Обухово значится - 24 крестьянских двора, в которых проживало 69 мужчин и 80 женщин. Данные от 1874 года говорят о том, что у церкви Успения Богородицы был большой приход - всего 400 дворов, мужчин 1153 человека, женщин 1341 человек, три двора раскольников, в которых проживало 19 человек.

Кроме здания церкви в Обухово находятся величественные руины двухэтажного каменного здания, существует предположение, что это бывшее здание общественной крестьянской богадельни, открытой здесь в 1890 году. Но здание для богадельни слишком внушительных размеров, что вызывает сомнение. Возможно, это все–таки бывший господский дом.  

Кроме богадельни в Обухово в 1897 году была открыта земская школа, попечителем которой значился крестьянин Яков Андреевич Чугунов, а в начале XX века - московский купец I гильдии Карл Карлович (Карл-Фердинанд) Лаповиц. На 1907 год в школе  числится 120  учеников, в 1914 году - 58. После революции школа была преобразована в семилетнюю. Учебное заведение просуществовало до 1980 года.

Сегодня вдоль Обухово проходит Пятницкое шоссе, дома как и раньше стоят в два посада  и только белокаменная церковь служит ярким пятном типичного подмосковного села.

Дата посещения 2009 г. 

Фотографии:

01.Главный дом

01.Главный дом

 

02.Руины главного дома

02.Руины главного дома

 

03.Руины главного дома

03.Руины главного дома

 

04.Руины главного дома

04.Руины главного дома

 

05.Церковь Успения Пресвятой Богородицы

05.Церковь Успения Пресвятой Богородицы

 

06.Вид на дом и церковь

06.Вид на дом и церковь

 

07.Могила кн. А.М. Чегодаевой   местной прихожанки церкви.

07.Могила кн. А.М. Чегодаевой   местной прихожанки церкви.

 

Литература:

 

  1. Благовещенский И..А. Краткие сведения о всех церквах Московской иепархии, в алфавитном порядке исчисленных,- М., 1874 г.
  2. Гильдебрандт В. От древа Гильдебрандтова (родословные записки о потомках швабских мещан Йодока (Евдоксия) и Георга Гильдебрандтов  в Германии, Швеции, России, Польше и иных странах)
  3. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях МОСКВА. Типография Грачева и Комп., у Пречистенских в., д. Шиловой. 1869 г.
  4. Мордовцев Д.Л. "Русские женщины допетровской Руси"
  5. "Русский провинциальный некрополь" Том I. Великий князь Николай Михайлович. Москва, 1914 г.
  6. Списки населенных мест Российской империи, Московская губерния. По редакцией Е.К.Огородникова. Вып 24. - Спб., 1862 г.
  7. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии/ составительК.М. Нистрем. М., 1852 г.
  8. Фролов А.И  Усадьбы Подмосковья. – М.: Рипол классик, 2003 г.

Поделиться
Войдите через соцсети, чтобы оставить комментарий

Авторизуясь через социальные сети, я принимаю условия

EMAIL рассылка

Еженедельный анонс экскурсий и статей

Мы в сетях

Последние комментарии

__Avatar Дарина Федорова-Землянская
2 дн 7 ч

Добрый вечер, выше на странице в продаже электронные билеты, если чт

__Avatar Колесникова Полина
2 дн 7 ч

Необходим 1 билет на экскурсию в особняк Тарасова на 17 декабря

__Avatar Дарина Федорова-Землянская
3 дн 17 ч

Добрый день, повтор планируется 30 декабря, жду время начала экскурси

__Avatar Надежда
4 дн 6 ч

На нее уже не попасть. А когда еще?