Когда видишь дачу со слонами, понимаешь что принадлежала она наверняка большому оригиналу и человеку с нестандартным мышлением. Впрочем, так оно и есть. Дачу эту построил для своей семьи Константин Павлович Головкин, купец II гильдии, художник, краевед, внесший большой вклад в культурную жизнь Самары.

Фотографии

001. Дача и фигуры слонов со стороны Волги

001. Дача и фигуры слонов со стороны Волги

 

002. Дом со стороны главного входа

002. Дом со стороны главного входа

 

003

003 Скульптура слона

 

004 Скульптура слона

004 Скульптура слона

 

005. На фоне Волги Слоны

005. На фоне Волги Слоны

 

006. Слоны

006. Слоны

 

007. Фигура девушки

007. Фигура девушки

 

008. Веранда и фигура девушки

008. Веранда и фигура девушки

 

009. Ворота

009. Ворота

 

010. Дача на старом фото

010. Дача на старом фото

 

011. Дача на старом фото

011. Дача на старом фото

Константин Павлович Головкин родился 17 декабря 1872 года в семье купца Павла Головкина, бывшего коробейника, пришедшего в середине прошлого века в Самару пешком. После окончания шести классов реального училища, отец поставил его работать в своем магазине. Павел Иванович видел в своем старшем сыне продолжателя семейной торговой традиции. Однако Костю больше привлекало рисование, и он то и дело в каждую свободную минуту убегал на Волгу рисовать. Волга на всю жизнь стала главным героем его этюдов. Первым профессиональным учителем рисования для мальчика, еще в училище стал Николай Андреевич Храмцов.

Много позже, уже после его смерти, Константин Павлович Головкин со своими товарищами по кисти купят у вдовы его картины «Амур», «Портрет отца» и «Портрет Кокорева» для художественного отдела Публичного музея.
Дальше талант Головкина совершенствовался под влиянием художника Ф.Е.Бурова, открывшего в Самаре «Курсы рисования и живописи»

В 1889 году в Самаре случилось важное событие - открытие первой художественной выставки Товарищества передвижников. По примеру своих столичных собратьев самарские художники также стали организовывать свои художественные выставки. В 1890 году свою персональную выставку устроил Храмцов. Вслед за ним с 1891 года свои выставки стал проводить и кружок самарских художников, организованный Константином Головкиным. Вскоре он отказался от работы в магазине, вся его жизнь теперь была  направлена на творчество. С 1891 по 1916 год им было устроено 19 персональных выставок, на которых он продемонстрировал 170 своих работ.

В 1897 году от имени членов кружка самарских художников Головкин обратился в Комитет по устройству Самарского городского музея с предложением о создании художественного отдела. Его поддержали. Затем он обратился к художникам России с просьбой подарить Самарскому художественному музею свои работы. В дар городскому музею поступили произведения М.В.Нестерова, В.Н.Бакшеева, К.Ф.Юона и многих других известных русских мастеров, а также новые произведения от местных живописцев Н.П.Осипова, И.Ф.Никонова, Н.А.Храмцова и др. Сам он первый принес в музей свои картины, среди которых были работы: «Подножье Жигулей», «Последний снег. Осокори», «Серый день в лугах». В дальнейшем на средства, полученные от выставок самарских художников, были приобретены картины В.Г.Перова,Б.М.Кустодиева, А.Е.Егорова и др. Так начала собираться коллекция Самарского художественного музея.

Летом 1900 года Головкин совершил путешествие за границу, о котором давно мечтал. Посетил Италию, Германию и Францию. В этом путешествии он познакомился с великим искусством итальянских мастеров, крупными музеями в Берлине и Париже. Побывал он и на Всемирной парижской ярмарке. Там он почерпнул идею издавать открытки с видами города Самары. Сам он был хорошим фотографом. Уже в следующем году выходит первый выпуск открыток с видами Самары, Волги, Жигулей. Всего было 9 изданий открыток сериями по 30-40 штук, которые изготавливались до 1909 года по его заказу московской фототипией Шерер, Набгольц и Ко. Также ему пришла в голову идея перевода в открытки собственных картин.

В 1906 году Константин Павлович женился на Екатерине Дмитриевне Тютюковой (1888-1974). У них было четверо детей: Евгения (1907 г.), Всеволод (1908 г.), Татьяна (1912—1914 гг.) и Юрий (1917— 1940гг.).

В 1908—1909 гг. на берегу Волги Головкин строит для своей семьи загородную дачу -здание в стиле русского модерна с парными скульптурами слонов в полный рост. В проектировании и строительстве Головкину помогал архитектор В.В.Тепфер.

Стены дома сложены из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков, из-за чего в доме сильная акустика. Окна узкие и высокие - до трех метров. В них почти не проникал свет, и приходилось зажигать свечи даже днем, зато свежий воздух с Волги и ароматы сада наполняли дом. В доме было пять комнат, каждая со своей цветовой гаммой. Полы из лучшего в городе паркета. Мебель была выполнена на заказ, по эскизам Головкина. Украшением интерьера служили его же картины. А узоры на портьерах вышивала Екатерина Дмитриевна.

Фигуры слонов сделаны из цемента по рисунку Головкина, он принимал самое деятельное участие и в их изготовлении. Слоны пустотелые, в одном из них, по воспоминаниям жены художника, были заложены документы и фотографии, относящиеся к постройке дачи. Слоны стояли ногами в воде и были частью украшавшего двор фонтанного ансамбля. Возле лестницы возвышается скульптура девушки. Дача со слонами, как ее называют, действительно оригинальна, ее изображение даже попало на страницы модного тогда французского каталога.

В 1916 году в городскую думу поступает обращение от купца Головкина  «Теснота и, отсутствие места не дают возможности увеличивать, пополнять и сохранять в надлежащем состоянии коллекции музея, не говоря уже о правильной систематизации... городу пора подумать о постройке нового здания, могущего вместить в себя музей, библиотеку, читальные залы, большой концертный зал, аудитории, кабинеты для научных занятий, обсерваторию, несгораемые помещения книгохранилищ и архива...». Однако просьба не получила поддержки городских властей. Может быть, Головкину и удалось бы добиться поставленных целей, благодаря упорству, но наступила революция.

Семья Константина Павловича спешно покидает Самару и уезжает в Сибирь, затем в Японию.  Свою дачу Головкин передал новой власти в надежде, что в ней разместится детский дом. Но здание отдали под госпиталь, затем под детский сад.

В конце 1918 года Головкин совершил поездку в Монголию, Китай и Японию. В Харбине при участии жившего там самарского художника В.А.Михайлова купил 162 предмета монгольского и китайского искусства: культовые статуэтки, предметы быта, фарфор Сатцума, китайские костюмы и т. д.

Тем временем, состояние музея осложнялось, в него свозились громадные архивы губернского правления и канцелярии губернатора. Это загромождало и без того тесные помещения, создавало опасность самовозгорания. Как член Комиссии по заведыванию Самарским городским музеем Головкин предлагает решить проблему с помощью пристройки нового помещения, но Комиссия его не поддержала.

Константин Павлович умер в 1925 году, прожив всего 53 года. Выдающимся художником не стал. Один из критиков так охарактеризовал пейзажи Константина Павловича: “Солнце на картинах художника ярко светит, но мало греет. Есть у него мягкое поэтическое настроение, есть чувство природы, но опять-таки мало живого чувства”. Однако современники всегда вспоминали его как передового и увлеченного человека. Мемуарист Г.П.Подбельский, так его описывал: «Худой, стриженный «ежиком», с большими «тараканьими» усами, всегда тщательно одетый, он резко выделялся своим «буржуазным» видом от остальной братии самарских художников».

Головкин один из первых в городе стал владельцем автомобиля. Это случилось в 1904 году и стало событием городского масштаба. Головкину и другим автомобилистам приходилось не раз останавливаться и пропускать лошадей. Куры часто становились жертвами наездов. Головкин за каждую жертву платил целковый, об этом скоро узнали и стали подкидывать под колеса дохлых кур.

Кроме автомобиля у Константина Павловича были также мотоцикл, велосипед и яхта – тоже не совсем обычные в те времена средства передвижения.
В 1937 г. художественный отдел городского музея был преобразован в самостоятельный художественный музей, в фонды которого вошли собрания живописи, прикладного искусства, мебели, фарфора, вышивки, резной кости. Сегодня Самарский художественный музей имеет полное право носить имя К.П.Головкина, стоявшего у истоков создания музея и впоследствии его постоянного попечителя. Вещи, собранные им для музея, составляют часть нынешней экспозиции. Ну и конечно же дача со слонами напоминает об имени этого удивительного человека.

Сегодня здание дачи находится на балансе МП «Водоканал». Дом поддерживается в более или менее сносном состоянии, интерьеры не сохранились, а вот слоны дошли до нас практически в первоначальном виде. Может быть то, что это место было всегда окутано легендами и помогло ему дожить до наших дней. Одни говорили, что Головкин любил девушку, которая покончила жизнь самоубийством, и в честь нее он выстроил эту дачу, другие, что якобы  в саду похоронена одна из дочерей хозяина. Тем не менее, большевики не тронули слонов, хотя хотели их взорвать, как несоответствующих советской архитектуре, но побоялись, говорили, что подобный вандализм может привести к болезни и мучительной смерти. Как бы то ни было, главное, что эта необычная дача сохранилась до наших дней.

 

Литература
1.    Т.В.Крайнова "Константин Павлович Головкин: жизнь и деятельность"
2.    Самара. Культура провинции/ Под ред. Проф. В.П.Скобелева.-Самара:IBT International, 1995
3.    Голицын. С. Записки уцелевшего: Роман. – М.: Орбита, 1990

 

Координаты
53º14´50.32"  50º10´23.85" или 53.247311, 50.173292


Поделиться

Авторизуясь через социальные сети, я принимаю условия

Оставить комментарий

Мы в сетях

Последние комментарии

__Avatar Konstantin Fedorov
5 дн 7 ч

Место где спокойно и есть над чем подумать. Высокие своды, уходят, ка

EMAIL рассылка

Еженедельный анонс экскурсий и статей

Instagram