Палаты Аверкия Кириллова относятся к немногим памятникам гражданской архитектуры XVII века, сохранившимся в Москве.
Ретро галерея.
Современные фотографии
Первые свидетельства об участке, где выросли палаты, относятся к XV веку. Тогда здесь располагался крупный деревянный дом на белокаменном подклете. Наиболее вероятный владелец – сын боярский и член боярской думы Иван Никитич Беклемишев, по прозвищу Берсень.
Дореволюционные публикации называют следующим владельцем знаменитого опричника Малюту Скуратова.
Исключать этого нельзя, хотя двор Скуратовых-Бельских находился на другой стороне Москвы-реки. Не подтверждают документы и того, что по родству с Малютой этот участок достался Годуновым.
Наиболее вероятно, что с XVI века владельцем усадьбы был «государев садовник» – некий Кирилл. Его внук Аверкий Стефанович Кириллов (1622–1682) со временем стал единственным хозяином усадьбы, а землю, пожертвовал под кладбище церкви Николы на Берсеневке.
Числившийся, как и предки, садовником, Аверкий вырос в крупнейшего купца-предпринимателя, а позже и заметного государственного деятеля. Он был владельцем многочисленных лавок в Москве и других городах, имел соляные варницы в Соли Камской, несколько имений. В начале 1677 года царь Фёдор Алексеевич произвёл его из подьячих в думные дьяки, возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода и Большого дворца, был приказным судьёй.
На момент перехода палат к Аверкию Кириллову это было достаточно крупное Г-образное в плане здание. Восточный фасад украшало нарядное красное крыльцо с двойными арками на кувшинообразных столбах. В отделке использовались нарядные изразцы в синих тонах по
белому фону. Окна декорировали пышные наличники, стены дробились многочисленными пилястрами и полуколоннами.
Став владельцем здания, Аверкий Кириллов расширил его со стороны двора. В свод одного из залов первого этажа была вмонтирована плита с надписью: «Написан сей святый и животворящий крест в лета 7165 [1657] года, того же лета и полата сия посправлена».
Подобная «памятная надпись» – случай исключительный в истории русской архитектуры. Новая Крестовая палата была обращена в сторону приходского храма, а голгофский крест, свидетельствует о приверженности реформам Патриарха Никона.
Палаты Аверкия Кириллова были исключительно «господским домом», слуги жили в каменных и деревянных избах. Первый этаж был хозяйственным.
Ныне это подвал – так за несколько столетий поднялся культурный слой.
Будущий бургомистр Амстердама голландец Витсен оставил запись в своём дневнике от 1665 года: «Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живёт в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стёкла. Короче – у него всё, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т. д. Все его слуги были одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя».
Любопытно, что гость воспринял в качестве домовой приходскую церковь Николы на Берсеневке, выстроенную в 1656–1657 годах. Этот бесстолпный трёхапсидный пятикупольный храм завершён двумя рядами кокошников, перекрытых по закомарам. С северной стороны к основному объёму примыкает крыльцо на столбах-кубышках. Его бочкообразная кровля не имеет аналогов в каменном зодчестве Москвы.
Несмотря на отчётливо выраженное стилистическое единство с палатами, храм Николы не входил в состав усадьбы.
С Аверкием Кирилловым как сторонником Нарышкиных жестоко расправились мятежные стрельцы в ходе Московского восстания 1682 года. Его сбросили с кремлёвского Красного крыльца, зарубили бердышами и перетащили на Красную площадь. На водружённом там памятном столбе стрельцы перечислили грехи своей жертвы: «Великие взятки имал и налогу и всякую и неправду чинил».
Аверкия и ненадолго пережившую его жену похоронили под северной папертью церкви Николы.
Наследовал Аверкию сын Яков. В конце XVII века его жена Ирина Семеновна построила перед церковью Набережный корпус для богадельни, однако был он невелик и использовался как дом причта. Над его воротами, находилась колокольня, пострадавшая во время пожара 1812 года и через несколько лет разобранная. Новую возвели только в 1854 году. Повреждённая взрывной волной при уничтожении храма Христа Спасителя, она была снесена в 1932 году.
В 1667 году палаты Кирилловых приобрёл Семён Иванович Маслов. В начале следующего века они были перестроены и получили вид, близкий современному. Полностью изменился парадный фасад. В его средней части появилась пристройка во вкусе петровской эпохи: трёхъярусная, с мощным декоративным завершением и огромными, довольно причудливой формы волютами и пышными гирляндами из цветов и фруктов.
Вход в здание со стороны набережной получил арку, поддерживаемую великолепными резными кронштейнами. Над ней находился балкон. Для придания палатам симметрии, справа по фасаду была сделана пристройка с ризалитом.
Парадное крыльцо украшали статуи на постаментах. Уже в нашем веке на чердаке были обнаружены фрагменты двух фигур и ещё одна, почти уцелевшая, напоминающие апостолов на галерее знаменитой церкви в Дубровицах.
Видимо, при Масловых в палатах было сооружено семь новых печей. Стилистический анализ даёт возможность отнести изразцы, обнаруженных на чердаке, к началу XVIII века. Изразцов много, и их теперь хватит на три печки. Они отечественного производства, с изображениями пейзажей со зданиями, людьми и зверями.
С 1 июля 1756 года казна приобрела палаты у родственницы Масловых А.И.Зиновьевой. В палатах первое время разместились Корчемная контора и один из складов – магазин № 10.
С марта 1771 по май 1793 года в палатах располагался Разрядно-сенатский архив.
Затем сюда переехала Московская казённая палата. В 1806 году здание было реконструировано для Сенатской курьерской команды. В 1860-е годы строение передано Императорскому Московскому археологическому обществу.
В 1870 и 1884 были проведены реставрационные работы, в ходе которых разобраны позднейшие пристройки.
В 1909 году стали формироваться коллекции музея «Старая Москва», которые хранились в палатах. С декабря 1924 года первый этаж особняка Аверкия Кириллова занимал Институт по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР.
Через год на второй этаж палат переехали Центральные государственные реставрационные мастерские.
После этого в палатах была поселена обслуга Дома на набережной, а в здании Набережного корпуса располагался Московский областной краеведческий музей. После начала войны, в церкви было устроено фондохранилище крупнейших столичных музеев.
В конце 1947 года, палаты частично отошли НИИ краеведческой и музейной работы Комитета по делам культурно-просветительных учреждений.
В 1953–1959 годах в палатах проводились реставрационные работы и полная передача палат Аверкия Кирилова НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры. В 1968 году на его базе был создан республиканский НИИ культуры, ныне Российский институт культурологии Министерства культуры РФ.
Автор текста М. Ю. Коробко, историк, лауреат Макарьевской премии
Автор фотографий Дарина Федорова-Землянская
Авторизуясь через социальные сети, я принимаю условия
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ