Дом Кропоткина и Кропоткинский переулок (ранее носившего название Штатный), где располагается дом, названы в честь известного русского учёного-географа и революционера-анархиста Кропоткина Петра Алексеевича (1842-1921), известного исследователя Сибири, Средней Азии и ледникового периода, историка, философа и публициста.
Особняк был построен бабушкой Петра Алексеевича княгиней Гагариной. Е.Н. в 1 половине 19 века и представлял собой яркий образец типичного «дворянского гнезда» юго-запада Москвы того времени, классической усадебной застройки Москвы после разрушительного пожара 1812 года. В 1831 году особняком владела мать П.А.Кропоткина, Екатерина Николаевна Кропоткина, урожденная Сулима, вышедшая замуж за князя Алексея Петровича Кропоткина. А 27 ноября (9 декабря) 1842 г. здесь рождается сам Петр Алексеевич. Через 3,5 года мать Петра трагически умирает, и отец, не в силах проживать здесь, продает особняк. Несколько десятилетий дом переходил от одного хозяина к другому.
В архитектуре постройки Дома Кропоткина использован палладианский мотив в выступающем главном фасаде здания с двенадцатью парадными окнами, с переходящей в открытую террасу лоджией и с шестью белыми деревянными колоннами. Дом сохранился в изначальном виде без существенных перестроек до наших дней, за исключением пристроенного антресольного этажа и удлиненного правого крыла.
Вот как сам Кропоткин вспоминает родовой особняк: «Почти все дома строились в один этаж, с выходящими на улицу семью или девятью светлыми окнами. На улицу выходила «анфилада» парадных комнат: зала, большая, пустая и холодная, с рядами стульев по стенам, с лампами на высоких ножках и канделябрами по углам, с большим роялем у стены. Затем шла «гостиная» тоже в три окна, или в два и с дверью посередине на балкон. В этой комнате, во всех домах стоял диван, круглый стол перед диваном и большое зеркало над диваном. По бокам дивана – кресла, козетки, столики, а между окон небольшие столики с узкими зеркалами во всю стену. Вся обстановка обычно делалась из орехового дерева и была обита шелковой материей. Всегда мебель была покрыта чехлами. За большой гостиной шла маленькая гостиная с цветным фонарем у потолка, с дамским письменным столом, на котором никто никогда не писал, но на котором за то было расставлено множество всяких фарфоровых безделушек. А за маленькой гостиной шла уборная, угольная комната с огромным трюмо. Во всех домах было то же самое, единственно позволительное исключение допускалось иногда то, что «маленькая» гостиная и «уборная» соединялись вместе в одну комнату (так было в доме у Кропоткиных). За уборной под прямым углом, помещалась спальня, а за спальней начинался ряд низеньких комнат – здесь были «девичьи», столовая и кабинет. Второй этаж допускался лишь в мезонине, выходившем на просторный двор, обстроенный многочисленными службами: кухнями, конюшнями, сараями, погребами и людскими».
После смерти Петра Алексеевича 8 февраля 1921 г. в особняке основывается «Всероссийский общественный комитет по увековечению памяти П.А. Кропоткина», а также музей Кропоткина, на доме устанавливается мемориальная доска с барельефным портретом революционера. В Англии Б.Шоу и Г.Уэллс создали Комитет содействия Музею Кропоткина, в связи с чем вдове удалось перевезти из Лондона личную библиотеку и архив Петра Алексеевича, к 1928 г. была развернута большая экспозиция из библиотеки и семи комнат, одна из комнат воспроизводила кабинет Кропоткина в Лондоне.
Вокруг музея до 1929-30 гг собирались оставшиеся после зачисток анархисты, которых планомерно уничтожили, были репрессированы также и многие сотрудники музея. Вдова пыталась сохранить музей, передала его Советскому правительству, после чего особняк закрыли на ремонт, из фондов было конфисковано 6 возов документов и книг, а в 1939 году указом Сталина музей был окончательно закрыт.
В 1972 году в здании было размещено консульство Палестины.
Текст: Алла Затока
Как добраться: Москва, Кропоткинский пер., 26
Авторизуясь через социальные сети, я принимаю условия
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ