Усадьба Пущино-на-Оке, Московская область, Городской округ Пущино, координаты для навигатора 54.839482, 37.603651

История Пущинской усадьбы насчитывает не один век. Земли эти переходили из рук в руки, пока их владельцами не стали Арцыбашевы, которые и занялись строительством той усадьбы, которую мы видим сегодня.  В 1765 году при Иване Назаровиче Арцыбашеве в селе появляется храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Церковь эта простояла почти двести лет, пока перед самой войной не была взорвана и разобрана на кирпичи. Старожилы вспоминали, что с алтарной стороны возле церкви стояли два памятника: строителю Арцыбашеву и его жене Наталье Петровне, мужики точили об каменные надгробия топоры, а когда лень стало ходить, разбили их и растащили камни по домам.

Фотографии

 01.Дом и хозяйственная постройка.

01.Дом и хозяйственная постройка.

 

02.Дом со стороны реки.

02.Дом со стороны реки.

03.Лестница.

03.Лестница.

 

04.Элементы декора

04.Элементы декора

 

05.Элементы декора.

05.Элементы декора.

 

06.Элементы декора.

06.Элементы декора.

 

07.Остатки скульптуры. Львы.

07.Остатки скульптуры. Львы.

 

08.Панорама

08.Панорама

 

В 1799 году при сыне Арцыбашевых, Якове Ивановиче Арцыбашеве, отставном майоре и известном историке того времени, началось строительство усадебного дома.  Каменное с антресолями и белыми  деталями по фасаду, здание выглядело достаточно строго. Нижний этаж со сводчатыми потолками.  На верхнем этаже дубовый паркет, дубовые винтовые лестницы, окна с резными наличниками, на дверях бронзовые ручки в виде орлиной лапы с зажатым в ней стеклянным многогранником рубинового цвета. Большой зал украшал витраж и белые мраморные камины. На антресолях и в помещениях второго этажа были устроены изразцовые печи.

Кроме церкви и дома в усадьбе появляются парк с аллеями и каскадом из трех прудов, а также хозяйственные постройки, конюшня, каретный сарай. Планировка объединяла все усадебные строения в целостный ансамбль, композиционная ось которого проходила через парадный двор и середину главного дома. Двор замыкался хозяйственными постройками и флигелями, въезжали в него через восточные и западные ворота. Со стороны, обращенной к реке, от дома вела каменная лестница, спускающаяся на вторую террасу к двум копаным прудам. Раньше из окон дома открывался чудесный вид на Оку, но сегодня этому мешают разросшиеся деревья. С другой стороны дома была высажена тополевая аллея, тополя также росли и по берегам прудов.

В 1812 году, после смерти Арцыбашева усадьба по наследству переходит его двоюродному брату, отставному генералу Павлу Афанасьевичу Офросимову и его жене Анастасии Дмитриевне Офросимовой.

Отставной генерал Павел Афанасьевич Офросимов был богат, важен, но довольно зауряден, быстротой ума не отличался, а к старости и вовсе сделался глух и обжорлив. Говорили, что именно с него Грибоедов писал Фамусова.

Анастасия Дмитриевна Офросимова -  прототип Марии Дмитриевны Ахросимовой в "Войне и мире", была напротив одной из ярких фигур в тогдашней Москве. Ее уважали и боялись. К ней шли за советом в различных спорах и тяжбах, а также на одобрение при первых выходах в свет.  На Анну Керн встреча с Офросимовой  произвела более сильное впечатление, чем первая встреча с А.С.Пушкиным. В своих воспоминаниях она пишет «…я была представлена моею бабушкой Муравьевой госпоже Афросимовой, так верно описанной графом Л.Н.Толстым. Представление было успешно: я имела счастье ей понравиться".

Анастасия Дмитриевна умерла в 1826 году. Похороны были пышными, экипажи похоронной процессии растянулись на две версты.
Затем, до конца XIX века владельцем усадьбы был сын Офросимовых штабс-капитан лейб-гвардии Финляндского полка Андрей Павлович Офросимов и его жена Екатерина Александровна Римская-Корсакова.

Овдовев, она в 1840 году стала женой давно влюблённого в неё композитора А.А.Алябьева. В одном из прошений на имя императора Екатерина Александровна пишет: "Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастья, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость".
Дело в том, что когда уже будучи известным композитором, автором многочисленных романсов и музыки к водевилям, с Алябьевым происходит нелепый случай. 24 февраля 1825 года в его доме состоялся званый товарищеский обед. За столом много пили и играли в азартные карточные игры. Вскоре полиции донесли, что во время карточной игры в доме Алябьева произошла потасовка, результатом которой стала смерть одного из помещиков. После трех лет следствия был вынесен приговор, согласно которому Алябьев и его друзья были лишены дворянского звания, чинов, орденов и сосланы на жительство в Сибирь. Сначала Тобольск, затем Кавказ, Оренбург. Только в   40-х годах было получено разрешение поселиться в Москве, с условием: "без права показываться на публике".
Кавказе в 1832 году и произошла первая встреча Композитора с Екатериной Александровной. Как память об этой встрече был написан романс "Тайна" на слова А. Вельтмана. Лучшие достижения Алябьева в области любовной лирики рождены его чувством к Офросимовой, которой он посвятил целый цикл своего творчества. 

Всего за 40 лет своей творческой деятельности, несмотря на жизненные перипетии, он испытал себя почти во всех жанрах - писал оперы, балет, симфонии, сонаты, музыку к водевилям и камерно-инструментальную музыку. Им создано более 120 хоровых произведений, свыше 160 песен и романсов, не считая обработок народных песен.

Алябьев часто бывал в гостях у четы Офросимовых, здесь им была создана "Итальянская ария для скрипки и фортепиано» Однако после смерти Андрея Павловича и женитьбы на Екатерине Александровне они были вынуждены покинуть Пущино, так как братья покойного возбудили в суде дело по поводу наследства и добились того, чтобы супруга Алябьева, отказавшись от имения, навсегда оставила Пущино и переселилась в Москву.

Умер Алябьев, так и не дождавшись восстановления в дворянских правах, 22 февраля (6 марта) 1851 года и был похоронен в Москве в Симоновском монастыре в фамильном склепе. Екатерина Александровна скончалась через три года после мужа на 51-ом году жизни и погребена рядом с ним.

После Офросимовых усадьба переходит В.С.Ершовой, урожденной Вяземской, дочери владельца усадьбы Пущино-на-Наре.

Начиная со второй половины XIX в. и до национализации в 1918 г. усадьбой владели предприниматели - купец 2-й гильдии Е.Е.Вебер, купец 1-й гильдии известный московский чаеторговец, благотворитель С.В.Перлов, купцы Лосевы и фабрикант, имевший суконные фабрики в Москве и Серпухове Н.Т.Каштанов.

Е.Е.Вебер сделал ремонт в усадебном доме, а также попытался устроить на нижней террасе парка крахмальный завод, но предприятие не оправдало надежд, и Вебер поспешил избавиться от имения.
Сергей Васильевич Перлов, известный московский чаеторговец, купец первой гильдии, владелец 14 магазинов в Москве и множества в других городах, в Пущино бывал редко. Все хозяйство вели два толковых управляющих. В свои пятьдесят с лишним лет Перлов имел солидный опыт в коммерции и потому сразу же включил в дело Пущинскую усадьбу. Начал он с переустройства парка. Почистил пруды, берега укрепил плетнем и рядом построил рыбокоптильню. Затем вырубил все старые и больные деревья, заменив их фруктовыми. Это был уже не парк, а два молодых фруктовых сада - верхний, на террасе вокруг дворовых строений, и нижний, к северу от прудов. В верхнем саду были устроены оранжереи. Свежие овощи, фрукты и ягоды отправлялось в московские трактиры. Так что затраты на переустройство прудов и садов быстро окупились. Также при Перлове ремонтируется церковь, строится деревянная пристройка к конному двору, а за каретным сараем - каменный птичник с четырьмя круглыми башнями, завершающимися шатровыми крышами.

После смерти Сергея Васильевича, его вдова продала имение Лосевым, а те в свою очередь Николаю Каштанову владельцу суконных фабрик в Москве и Серпухове, совладельцу кожевенных заводов.
Фабрикант переустроил усадьбу под роскошную загородную виллу. Работы велись вплоть до 1917 г., но так и остались незавершенными.

Реконструкция дома в Пущино.

Пущинские старички говорили, что, купив усадьбу, Каштанов якобы намеревался отстроить ее и подарить своему покровителю Великому князю Николаю Николаевичу, но скорее всего приобретение имения связано с женитьбой Каштанова, которая произошла в 1913 году. При Каштанове значительно изменился вид старого дома, теперь он был выполнен в стиле неоклассицизма. Стены заново оштукатурены, а первый этаж отделан рустовкой. Главный фасад, обращенный к Оке, украсили лепными масками, гирляндами и скульптурным фризом с сюжетом на античную тему. Чтобы здание выглядело стройнее, пристроили выносную аркаду с шестиколонным портиком, а для обзора местности - массивные балконы по обе стороны от портика, появились небольшие боковые пристройки. Поскольку старый дом стоял на самом краю террасы, портик пришлось ставить на насыпной площадке, которая укреплялась декоративной стенкой. По верху стенки шла балюстрада, а по краям спускались две лестницы. Внизу, рядом с лестницами, были установлены фигуры львов - копии с композиции "Лев и змея" французского скульптора XIX века Антуана Бари. Интересно была решена стенка: три фонтанчика в нишах под арками, боковые лестницы и балюстрада - все это в целом являлось как бы продолжением здания, его цокольной частью. Вниз к мостику, переброшенному через пруд, вела широкая лестница, которая вместе с мостиком и прудами включалась в общую композицию ансамбля.
Перловские сады остались только на нижней террасе, центральная часть снова превратилась в парк с аллеями и цветниками. На островке у мостика была устроена купальня, в другой части пруда катались на лодке. Флигели и хозяйственные службы во дворе были перестроены. Каменные постройки конюшен, каретного сарая и птичника отремонтированы, а ветхие деревянные пристройки к ним полностью восстановлены в прежнем виде. Парадный двор перед южным фасадом дома украсил круглый фонтан со скульптурной группой из трех крылатых амуров. Из-за революции работы в усадьбе остались незавершенными. Конфискованное помещичье имущество увезли в Каширу, лошадей отправили в Жерновку, где образовался совхоз, а пустующий дом перешел в расположение волостного Совета.

В тридцатые годы сняли колокола с церкви и отправили на переплавку, а в самом помещении был устроен зерносклад. В 1958 году, при ликвидации колхоза, храм был разрушен до основания.
До конца 20-х годов усадебный дом пустовал, и лишь в 1928 году здесь снимался фильм «Хромой барин» по повести Алексея Толстого. В кадрах фильма можно увидеть северный фасад дома с портиком и балконами. В том же году в здании усадьбы разместилась районная больница с родильным отделением. Во время капитального ремонта пришлось снести портик и тяжелые балконы. Больница просуществовала до 1970 года, пока не переехала в специально отстроенное для нее здание, а опустевший дом перешел на баланс Института белка с незначительными средствами от Академии наук.

В конце 1970-х годов знаменитый режиссер Никита Михалков снял в Пущино прекрасный фильм "Неоконченная пьеса для механического пианино" и финал фильма "Несколько дней из жизни Ильи Ильича" по мотивам романа И.А.Гончарова "Обломов".

Неоконченная

Усадьбу пробовали реставрировать, но в 1991 г обстановка этому помешала. С тех пор усадебный дом потихоньку превращается в руины, несмотря на то, что еще в 1995 году признан  объектом исторического и культурного наследия федерального значения.

Сегодня только богатое воображение позволит  представить все былое великолепие усадьбы. Дом рушится, парк зарос, так что не видно Оки, пруды давно без воды, церковь и флигели давно разрушены и со всех сторон подступают дачи.

 


Отправить на стену
Отправить в мессенджер
Авторизация

Авторизуясь через социальные сети, я принимаю условия

Подписка на рассылку

Периодичность 1 раз в неделю

Мы в сетях

Последние комментарии

__Avatar Дарина Федорова-Землянская
1мес 12 дн

Спасибо большое, Татьяна, очень приятно

__Avatar Татьяна
1мес 12 дн

Мне нравится ваша компания и ваши экскурсии

__Avatar Дарина Федорова-Землянская
1мес 28 дн

Наталья, спасибо большое за такой отзыв, обязательно передам всем кт

__Avatar Наталья
2 мес

Добрый день, уважаемая Дарина! Хочу поблагодарить за чудесный летни