Когда видишь дачу со слонами, понимаешь что принадлежала она наверняка большому оригиналу и человеку с нестандартным мышлением. Впрочем, так оно и есть. Дачу эту построил для своей семьи Константин Павлович Головкин, купец II гильдии, художник, краевед, внесший большой вклад в культурную жизнь Самары.
Фотографии
001. Дача и фигуры слонов со стороны Волги
002. Дом со стороны главного входа
003 Скульптура слона
004 Скульптура слона
005. На фоне Волги Слоны
006. Слоны
007. Фигура девушки
008. Веранда и фигура девушки
009. Ворота
010. Дача на старом фото
011. Дача на старом фото
Константин Павлович Головкин родился 17 декабря 1872 года в семье купца Павла Головкина, бывшего коробейника, пришедшего в середине прошлого века в Самару пешком. После окончания шести классов реального училища, отец поставил его работать в своем магазине. Павел Иванович видел в своем старшем сыне продолжателя семейной торговой традиции. Однако Костю больше привлекало рисование, и он то и дело в каждую свободную минуту убегал на Волгу рисовать. Волга на всю жизнь стала главным героем его этюдов. Первым профессиональным учителем рисования для мальчика, еще в училище стал Николай Андреевич Храмцов.
Много позже, уже после его смерти, Константин Павлович Головкин со своими товарищами по кисти купят у вдовы его картины «Амур», «Портрет отца» и «Портрет Кокорева» для художественного отдела Публичного музея.
Дальше талант Головкина совершенствовался под влиянием художника Ф.Е.Бурова, открывшего в Самаре «Курсы рисования и живописи»
В 1889 году в Самаре случилось важное событие - открытие первой художественной выставки Товарищества передвижников. По примеру своих столичных собратьев самарские художники также стали организовывать свои художественные выставки. В 1890 году свою персональную выставку устроил Храмцов. Вслед за ним с 1891 года свои выставки стал проводить и кружок самарских художников, организованный Константином Головкиным. Вскоре он отказался от работы в магазине, вся его жизнь теперь была направлена на творчество. С 1891 по 1916 год им было устроено 19 персональных выставок, на которых он продемонстрировал 170 своих работ.
В 1897 году от имени членов кружка самарских художников Головкин обратился в Комитет по устройству Самарского городского музея с предложением о создании художественного отдела. Его поддержали. Затем он обратился к художникам России с просьбой подарить Самарскому художественному музею свои работы. В дар городскому музею поступили произведения М.В.Нестерова, В.Н.Бакшеева, К.Ф.Юона и многих других известных русских мастеров, а также новые произведения от местных живописцев Н.П.Осипова, И.Ф.Никонова, Н.А.Храмцова и др. Сам он первый принес в музей свои картины, среди которых были работы: «Подножье Жигулей», «Последний снег. Осокори», «Серый день в лугах». В дальнейшем на средства, полученные от выставок самарских художников, были приобретены картины В.Г.Перова,Б.М.Кустодиева, А.Е.Егорова и др. Так начала собираться коллекция Самарского художественного музея.
Летом 1900 года Головкин совершил путешествие за границу, о котором давно мечтал. Посетил Италию, Германию и Францию. В этом путешествии он познакомился с великим искусством итальянских мастеров, крупными музеями в Берлине и Париже. Побывал он и на Всемирной парижской ярмарке. Там он почерпнул идею издавать открытки с видами города Самары. Сам он был хорошим фотографом. Уже в следующем году выходит первый выпуск открыток с видами Самары, Волги, Жигулей. Всего было 9 изданий открыток сериями по 30-40 штук, которые изготавливались до 1909 года по его заказу московской фототипией Шерер, Набгольц и Ко. Также ему пришла в голову идея перевода в открытки собственных картин.
В 1906 году Константин Павлович женился на Екатерине Дмитриевне Тютюковой (1888-1974). У них было четверо детей: Евгения (1907 г.), Всеволод (1908 г.), Татьяна (1912—1914 гг.) и Юрий (1917— 1940гг.).
В 1908—1909 гг. на берегу Волги Головкин строит для своей семьи загородную дачу -здание в стиле русского модерна с парными скульптурами слонов в полный рост. В проектировании и строительстве Головкину помогал архитектор В.В.Тепфер.
Стены дома сложены из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков, из-за чего в доме сильная акустика. Окна узкие и высокие - до трех метров. В них почти не проникал свет, и приходилось зажигать свечи даже днем, зато свежий воздух с Волги и ароматы сада наполняли дом. В доме было пять комнат, каждая со своей цветовой гаммой. Полы из лучшего в городе паркета. Мебель была выполнена на заказ, по эскизам Головкина. Украшением интерьера служили его же картины. А узоры на портьерах вышивала Екатерина Дмитриевна.
Фигуры слонов сделаны из цемента по рисунку Головкина, он принимал самое деятельное участие и в их изготовлении. Слоны пустотелые, в одном из них, по воспоминаниям жены художника, были заложены документы и фотографии, относящиеся к постройке дачи. Слоны стояли ногами в воде и были частью украшавшего двор фонтанного ансамбля. Возле лестницы возвышается скульптура девушки. Дача со слонами, как ее называют, действительно оригинальна, ее изображение даже попало на страницы модного тогда французского каталога.
В 1916 году в городскую думу поступает обращение от купца Головкина «Теснота и, отсутствие места не дают возможности увеличивать, пополнять и сохранять в надлежащем состоянии коллекции музея, не говоря уже о правильной систематизации... городу пора подумать о постройке нового здания, могущего вместить в себя музей, библиотеку, читальные залы, большой концертный зал, аудитории, кабинеты для научных занятий, обсерваторию, несгораемые помещения книгохранилищ и архива...». Однако просьба не получила поддержки городских властей. Может быть, Головкину и удалось бы добиться поставленных целей, благодаря упорству, но наступила революция.
Семья Константина Павловича спешно покидает Самару и уезжает в Сибирь, затем в Японию. Свою дачу Головкин передал новой власти в надежде, что в ней разместится детский дом. Но здание отдали под госпиталь, затем под детский сад.
В конце 1918 года Головкин совершил поездку в Монголию, Китай и Японию. В Харбине при участии жившего там самарского художника В.А.Михайлова купил 162 предмета монгольского и китайского искусства: культовые статуэтки, предметы быта, фарфор Сатцума, китайские костюмы и т. д.
Тем временем, состояние музея осложнялось, в него свозились громадные архивы губернского правления и канцелярии губернатора. Это загромождало и без того тесные помещения, создавало опасность самовозгорания. Как член Комиссии по заведыванию Самарским городским музеем Головкин предлагает решить проблему с помощью пристройки нового помещения, но Комиссия его не поддержала.
Константин Павлович умер в 1925 году, прожив всего 53 года. Выдающимся художником не стал. Один из критиков так охарактеризовал пейзажи Константина Павловича: “Солнце на картинах художника ярко светит, но мало греет. Есть у него мягкое поэтическое настроение, есть чувство природы, но опять-таки мало живого чувства”. Однако современники всегда вспоминали его как передового и увлеченного человека. Мемуарист Г.П.Подбельский, так его описывал: «Худой, стриженный «ежиком», с большими «тараканьими» усами, всегда тщательно одетый, он резко выделялся своим «буржуазным» видом от остальной братии самарских художников».
Головкин один из первых в городе стал владельцем автомобиля. Это случилось в 1904 году и стало событием городского масштаба. Головкину и другим автомобилистам приходилось не раз останавливаться и пропускать лошадей. Куры часто становились жертвами наездов. Головкин за каждую жертву платил целковый, об этом скоро узнали и стали подкидывать под колеса дохлых кур.
Кроме автомобиля у Константина Павловича были также мотоцикл, велосипед и яхта – тоже не совсем обычные в те времена средства передвижения.
В 1937 г. художественный отдел городского музея был преобразован в самостоятельный художественный музей, в фонды которого вошли собрания живописи, прикладного искусства, мебели, фарфора, вышивки, резной кости. Сегодня Самарский художественный музей имеет полное право носить имя К.П.Головкина, стоявшего у истоков создания музея и впоследствии его постоянного попечителя. Вещи, собранные им для музея, составляют часть нынешней экспозиции. Ну и конечно же дача со слонами напоминает об имени этого удивительного человека.
Сегодня здание дачи находится на балансе МП «Водоканал». Дом поддерживается в более или менее сносном состоянии, интерьеры не сохранились, а вот слоны дошли до нас практически в первоначальном виде. Может быть то, что это место было всегда окутано легендами и помогло ему дожить до наших дней. Одни говорили, что Головкин любил девушку, которая покончила жизнь самоубийством, и в честь нее он выстроил эту дачу, другие, что якобы в саду похоронена одна из дочерей хозяина. Тем не менее, большевики не тронули слонов, хотя хотели их взорвать, как несоответствующих советской архитектуре, но побоялись, говорили, что подобный вандализм может привести к болезни и мучительной смерти. Как бы то ни было, главное, что эта необычная дача сохранилась до наших дней.
Литература
1. Т.В.Крайнова "Константин Павлович Головкин: жизнь и деятельность"
2. Самара. Культура провинции/ Под ред. Проф. В.П.Скобелева.-Самара:IBT International, 1995
3. Голицын. С. Записки уцелевшего: Роман. – М.: Орбита, 1990
Координаты
53º14´50.32" 50º10´23.85" или 53.247311, 50.173292
Авторизуясь через социальные сети, я принимаю условия
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ