Всего в нескольких километрах от Орла, в селе Сабурово сохранились развалины крепостных стен, местные так и называют их «Сабуровская крепость». На первый взгляд они напоминают крепостные сооружения старых русских городов, но при ближайшем рассмотрении понимаешь, что вряд ли эти стены могли бы выполнять оборонительную функцию. Не смотря на свой размах, крепость почти 2 километра в периметре, толщина стен слишком мала, а окна-бойницы наоборот велики, да и находится в чистом поле, а не на возвышении. И действительно, никакого отношения к охране здешних земель эта постройка не имеет отношения. Это все что осталось от некогда богатой усадьбы генерала фельдмаршала графа Михаила
Фотографии

01.Церковь Михаила Архангела и одна из башен пирамид

02.Руины театра.

03.Руины театра

04.Башня в центре южной стены

05.Башня пирамида

06.Башня южной стены

07.Башня пирамида

08.Фрагмент восточной стены

09.Южная башня

10.Угловая башня на стыке восточной и южной стены

11.Угловая башня

12.На заднем плане северная стена.
Федотовича Каменского, участника Семилетней и русско-турецких войн, соратника Суворова. А стены не что иное, как ограда в стиле турецкой крепости. Право строить такие крепости по указу Екатерины имели только полководцы, отличившиеся в войне с Османской империей. Этим правом воспользовались пятеро: Орлов-Чесменский, Чернышев, Панин, Румянцев и Каменский. На сегодняшний день сохранилась лишь одна крепость Каменского.

До Каменских имение принадлежало знаменитому сподвижнику Петра I князю А. Д. Меньшикову и выглядело как обычная усадьба.
В середине XVIII столетия Сабурово переходит отцу фельмаршала Федоту Михайловичу Каменскому. При нем здесь была возведена церковь Михаила Архангела в стиле барокко. Усадьба же с крепостными стенами возникает здесь в 1790-х годах. В нее вели трое проездных ворот – северные, восточные и западные. Северная стена кроме небольших ворот имела четыре боевых выступа. По концам восточной стены с театральным помещением посередине находятся две башни, украшенные круглыми или ромбовидными нишами и проемами. Южная стена завершается прямоугольной башней с скругленными углами и кирпичным шатром наверху. Высота этой башни 14 метров, внешне она напоминает заточенный карандаш. В центре южной стены располагается самая высокая из башен, тоже прямоугольная, имеющая три этажа и подвалы. Есть предполжения, что в ней размещалась личная охрана фельдмаршала, состоявшая из пленённых им в русско-турецких войнах черкесов. Сильнее всех пострадала западная стена, рядом с церковью. Сохранились две ее башни в виде пирамид, стилизованных под пороховые погреба, однако использовавшиеся в качестве обычных ледников. Предполагают, что автором пирамидальных башен мог быть архитектор Львов, у которого есть похожая постройка в Тверской обасти, автором проекта крепости - архитектор Петонди. Прототипом же всего сооружения называют Аккерманскую крепость.
На огороженной территории располагались усадебные постройки, пруд и большой фруктовый сад с различными оранжереями, в том числе с апельсинами, персиками и лимонами, а также привычными для этих мест сливами и вишнями. Фрукты подавались к столу даже зимой.
Не смотря на военные таланты и заслуги, Каменский слыл педантом, честолюбцем и крайне жестоким человеком. Муштровал дворовых людей, словно солдат, да и для домашних был деспотом. Не стеснялся прилюдно пороть даже собственного сына генерал-адъютанта Н.М. Каменского. Вход в кабинет фельдмаршала охраняли два огромных пса, приученные пускать только самого Каменского и его камердинера.
Жестокость Каменского не осталась безнаказанной, в 1809 году он был зарублен тапором одним из своих дворовых. Своего старшего сына Николая Каменский не любил, после гибели фельдмаршала усадьба досталась младшему сыну — Сергею Михайловичу Каменскому, также унаследовавшему и вздорный характер отца. Сергей Михайлович прославился как заядлый театрал. Имено при нем театр, созданый еще при фельмаршале достиг наибольшего расцвета и прославился далеко за переделами Орловщины.
Поначалу спектакли давались в усадьбе, затем Сергей Михайлович перенес театр в Орел. Собирая в свою труппу лучших крепостных актеров, Каменский не экономил, однажды выменял у соседнего помещика Офросимова семью крепостных актеров из трех человек за целую деревню и 250 душ крестьян. Также в театре Каменского были струнный и духовой оркестры, по сорок человек каждый.
Актеры и оркестранты жили у него в обстановке строжайшей дисциплины. Каменский лично руководил репетициями и порол плетью тех, кто забывал текст. Иногда крики можно было услышать и во время спектаклей за кулисами. Представить себе как выглядел подобный театр и его обстановка можно прочитав «Тупейного художника» Н.С. Лескова или повесть Герцена «Сорока-воровка», в которой прототипом графа Скалинского послужил сам граф С.М.Каменский.
Театр Каменского в итоге «съел» все его огромное состояние. Разорившись и бросив театр Сергей Михайлович уехал к себе в усадьбу, где и умер в 1835 году в полной нищете. Имение пошло с молотка. Его приобрел помещик Сабуров, с тех пор село стало именоваться Сабуровым. А тем временем, театральная труппа, оставшаяся в Орле, дала начало Орловскому городскому театру, который сегодня носит имя И.С. Тургенева.
На сегодняшний день от усадьбы Каменских сохранились церковь, фрагменты крепостных стен, театра и нескольких башен. О главном доме напоминают лишь отдельные фрагменты фундамента и большие ямы подвальных помещений.
В советское время усилиями местных краеведов в трехэтажной башне, в которой по преданию томился в заключении Емельян Пугачев, был создан филиал креведческого музея. Однако вскоре помещение отдали под склад.
В середине девяностых годов по инициативе потомков графа Каменского в сабуровской церкви состоялось перезахоронение праха двух русских полководцев – генерал-фельдмаршала М. Ф. Каменского и его старшего сына генерала от инфантерии Н. М. Каменского. В память об этом на стене храма были установлены две мемориальные таблички, которые совсем недавно исчезли...
Авторизуясь через социальные сети, я принимаю условия
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ