Несколько веков назад в Тифлисе насчитывалось несколько мечетей. К 20-му веку сохранилось лишь две. Одна из них - шиитская другая- суннитская.
Шиитская, так называемая Голубая Мечеть, была построена в 1522 году над рекой Мтквари (Кура), вблизи знаменитого Метехского храма, на месте разрушенной персами грузинской церкви.
Она простояла до середины двадцатого века и была разрушена по личному указу Лаврентия Берия. По его мнению, мусульманские народы были заняты строительством коммунизма и не нуждались в лишней мечети. Другой причиной сноса стало то, что мечеть якобы мешала строительству нового моста. Вероятнее всего мечеть просто раздражала партийных деятелей, так как находилась на одном из видных мест в городе. От разрушенного культового сооружения удалось сохранить только изразцы, некогда покрывающие минарет, сегодня они хранятся в отделе Востока в Музее искусств Грузии.
Суннитская мечеть сохранилась до нашего времени, она находится на улице Ботаническая (Абанотубани). Она была построена турками в 1723-1735 годах, а в середине века снесена по приказу вторгшегося в Тбилиси Надир Шаха. В 1846-1851 годах мечеть была восстановлена по проекту архитектора Джовани Скудиери. Неоготическая постройка с восьмигранным минаретом возвышается над старым городом и является неотъемлемой частью его особого духа и колорита.
Поскольку эта мечеть единственный исламский храм в городе, в нем молятся вместе мусульмане шииты и сунниты. С 50-х до 90-их годов молящихся разделали шторы, но новый Имам-хатыб, шиит Али Алиев, приказал убрать ограждение, с тех пор шииты и сунниты совершают намаз вместе.
В мире считается большой редкостью, когда сунниты и шииты делят на двоих один храм и совершают богослужение. Это одна из причин, по которой Тбилиси считается одним из веротерпимых по духу городом.
Еще в начале 12-ого века, Давид IV взял мусульман города под собственное покровительство. Он особо благоволил к мусульманским ученным и философам, жившим в ту пору в Тбилиси. ,,Здесь, в Грузии царь Давид окружил мусульманских ученых, богословов и суфиев такой честью, какой они не удосуживались у самих мусульман,, - писал арабский историк Ахмад Аль-Фарик. Эти люди составляли тогда интеллектуальную элиту города и вносили свою лепту в развитие грузинской культуры и науки.
Авторизуясь через социальные сети, я принимаю условия
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ